Порядок заключения кредитного договора
Кредит предоставляется банком после тщательного анализа
производственной деятельности заемщика, его финансового состояния,
платежеспособности, способов обеспечения исполнения обязательств, которые
предлагаются заемщиком, структуры принадлежащего ему имущества, цели, для
которой получается кредит, предполагаемого порядка использования полученных в
качестве кредита денежных средств, возможных источников погашения кредита,
кредитной истории заемщика и т.д.
С 1 июня 2005 года вступает в силу Федеральный закон от
30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», целью которого является создание и
определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро
кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения
заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышение
защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков,
повышение эффективности работы кредитных организаций. Однако информация,
предусмотренная указанным Законом, будет предоставляться кредитными
организациями в бюро кредитных историй лишь в отношении заемщиков, давших
согласие на ее предоставление, в связи с чем представляется, что защищенность и
эффективность работы кредиторов повысится весьма незначительно.
Одной из важнейших процедур при решении вопроса о
предоставлении кредита является проведение правовой экспертизы учредительных и
иных документов заемщика.
Задачи такой экспертизы состоят в определении
правоспособности заемщика и иных участников сделки (залогодателей, поручителей,
гарантов), проверке полномочий представителей заемщика и иных участников сделки
на заключение соответствующих договоров, анализе кредитной и обеспечительных
сделок на соответствие их законодательству.
Перечень документов и форма, в которой они должны быть
представлены, определяется каждым кредитором самостоятельно и доводится до
сведения заемщика. Для исключения риска подделки документов целесообразно
требовать нотариально заверенные копии документов либо копии, заверенные теми
лицами (органами), которые подписали (утвердили, приняли, зарегистрировали)
данный документ.
Цель проведения правовой экспертизы — не допустить
заключение недействительной по разным основаниям кредитной сделки и применить
последствия недействительности сделки.
Так, получение кредита бюджетным учреждением у кредитных
организаций запрещено (п. 8 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации
(далее — БК РФ) в редакции Федерального закона от 28.12.2004 № 182-ФЗ; ранее это
положение регулировалось ст. 118 БК РФ). Таким образом, кредитный договор,
заключенный с бюджетным учреждением, согласно ст. 168 ГК РФ является ничтожной
сделкой как несоответствующей требованиям закона — БК РФ. Последствия
недействительности будут следующие: каждая из сторон обязана возвратить другой
стороне все полученное по сделке, то есть учреждение обязано будет вернуть
кредитору сумму полученного кредита (без уплаты процентов за пользование
кредитом), а кредитор вправе будет потребовать уплаты на сумму кредита процентов
по ставке рефинансирования в соответствии со ст. 395 ГК РФ за незаконное
пользование чужими денежными средствами. Данный случай подтверждается
арбитражной практикой. Так, Арбитражный суд г. Москвы, рассматривая дело по иску
АКБ «Московский индустриальный банк» к Управлению делами Президента РФ о
взыскании $162706,84 в качестве процентов за пользование чужими денежными
средствами, признал по встречному иску ответчика (Управления делами Президента)
кредитный договор, заключенный между указанными лицами, недействительной сделкой
в силу ее ничтожности (дело № А40-25352/02-29-270). Управление делами Президента
является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою
деятельность за счет средств федерального бюджета, а в соответствии с Указом
Президента от 29.05.98 № 609 «О дополнительных мерах по снижению финансовой
задолженности федеральных органов исполнительной власти и государственных
внебюджетных фондов» федеральным органам запрещено привлечение заемных средств
путем привлечения кредитов и займов, кроме случаев, если такое привлечение прямо
не установлено Правительством РФ. На получение указанного кредита Правительством
РФ разрешения не давалось. Кроме того, согласно п. 1 ст. 118 БК РФ бюджетные
учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций. Суд применил
последствия недействительности кредитного договора, вернув сторонам все
полученное по сделке. Удовлетворяя требование Управления делами Президента, суд
исходил из того, что при применении последствий недействительности кредитной
сделки сторона, пользовавшаяся кредитными средствами, обязана возвратить
полученные средства кредитору, а также уплатить проценты за пользование чужими
денежными средствами на основании п. 2 ст. 167 ГК РФ за весь период пользования
этими средствами. Данный вывод соответствует п. 29 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.10.98 № 13/14 «О
практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о
процентах за пользование чужими денежными средствами».
Будет ли возможным реально взыскать с бюджетного учреждения
эти средства? В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим
обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их
недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного
учреждения несет собственник соответствующего имущества. Учитывая целевой
характер денежных средств, получаемых бюджетным учреждением из бюджета, а также
нормы ст. 238, 239, 255 БК РФ, представляется маловероятным взыскание денежных
средств с бюджетного учреждения в случае применения последствий
недействительности кредитной сделки даже при наличии судебного решения.
При решении вопроса о предоставлении кредита любому
юридическому лицу необходимо убедиться, что такое юридическое лицо
зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц,
проанализировать его учредительные документы на предмет правоспособности и
структуры органов управления для определения органа, уполномоченного принимать
решение о получении кредита и подписывать кредитный договор. При этом в
обязательном порядке проверяется, не истек ли срок полномочий указанного органа
и надлежащим ли образом он был избран (назначен). С этой целью у заемщика
запрашиваются копии протоколов (решений) об избрании (назначении) данного
органа. В случаях, предусмотренных действующим законодательством или
учредительными документами юридического лица, уполномоченным органом принимается
решение о получении заемщиком кредита, копия которого, заверенная надлежащим
образом, представляется кредитору. Указанное решение должно содержать все
существенные для данной сделки условия получаемого кредита (сумму, срок,
процентную ставку, вид обеспечения, целевое использование кредита и иные
условия, признаваемые сторонами кредитного договора существенными). Получение
кредита государственными унитарными предприятиями В соответствии со ст. 24
Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях» унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования
(в том числе в форме кредитов по договорам с кредитными организациями) только по
согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и
направления использования привлекаемых средств. Порядок осуществления
заимствований унитарными предприятиями определяется Правительством РФ, органами
государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
Порядок осуществления заимствований Правительством РФ и
большинством органов исполнительной власти субъектов РФ не утвержден. В
отсутствии указанного Порядка сделка по получению государственным или
муниципальным унитарным предприятием кредита может быть признана
недействительной в соответствии со ст. 168 ГК РФ. Тем не менее унитарные
предприятия обращаются в кредитные организации за получением кредитов,
необходимых для осуществления своей деятельности.
Кроме того, Федеральный закон «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что сделки унитарных
предприятий, в совершении которых имеется заинтересованность их руководителей,
крупные сделки (ст. 22, 23), а также сделки по предоставлению поручительств и
передаче в залог недвижимого имущества (ст. 18) должны также совершаться
унитарными предприятиями с согласия собственника имущества унитарного
предприятия. Это необходимо помнить при заключении с унитарными предприятиями
договоров поручительства и договоров залога в качестве обеспечения исполнения
обязательств заемщиков.
Кроме того, следует учитывать специальную правоспособность
унитарного предприятия (ст. 3 указанного Закона) — способность иметь гражданские
права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в
уставе этого унитарного предприятия, а также то, что унитарные предприятия могут
быть созданы в случаях, специально предусмотренных ст. 8 указанного Закона. Из
сказанного следует, что возможность выступать поручителем и залогодателем в
качестве обеспечения исполнения обязательств третьего лица должна быть
предусмотрена уставом унитарного предприятия. Представляет интерес норма,
содержащаяся в п. 3 ст. 18 данного Закона. Она предусматривает, что движимым и
недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие
распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять
деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом такого
предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием
с нарушением этого требования, являются ничтожными.
|