Российский рынок и состояние законодательства о потребительском кредите
Очевидно, что за последние несколько лет российский рынок
потребительского кредитования испытывает небывалый рост, причем, по оценкам
экспертов, потенциал этого рынка далеко не исчерпан, и активный рост объемов
потребительских кредитов будет продолжаться еще в течение двух-трех лет.
Однако состояние российского рынка потребительского кредита
создает двоякое впечатление. С одной стороны, растущее признание со стороны
населения преимуществ использования потребительских кредитов не может не
радовать. С другой стороны, отсутствие достаточного законодательного
регулирования в этой области создает определенные риски для стабильности рынка.
К чему может привести недостаточное государственное
регулирование этих отношений, свидетельствует прогремевший недавно кризис "перекредитования"
в Южной Корее и Гонконге, где все желающие могли открыть несколько кредитных
счетов и погашать одни кредиты за счет других. Примеры этих стран должны
насторожить участников нашего рынка и подтолкнуть их к определенным выводам.
Старшее, да и среднее поколение хорошо помнят кредиты на
покупку товаров, которые можно было оформить в крупных универмагах. Приходишь,
приносишь справку с места работы, заполняешь коротенькую анкету и все, товар
твой.
Дальнейшее заемщика (будем называть этого человека
современным умным словом, хотя он об этом тогда и не подозревал) не волновало.
Бухгалтерия на работе исправно вычитала из зарплаты его 5–10 рублей и переводила
в магазин.
Сегодня практически все крупнейшие банки объявили о
развертывании полномасштабных программ потребительского кредитования. Через
два-три года в России начнется бум потребительского кредитования, считают в
компании Ernst & Young (E & Y). По оценке ее экспертов, до 20 - 30% автомобилей
и бытовой техники россияне будут покупать в кредит, а банки одолжат им на эти
цели до $2 млрд.
Таким же станет и спрос на ипотечные кредиты после
неизбежного падения ставок до уровня менее 10% годовых в валюте, считают в E &
Y. Объем кредитов, предоставленных российским банковским сектором физическим
лицам в рублях и иностранной валюте, по последним данным ЦБ РФ, составил на 1
декабря 2003 г. 281,9 млрд. руб. ($9,5 млрд.), что более чем в 2 раза больше (на
107,1%) в долларовом выражении по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.
Напомним, что за 11 месяцев 2003 г. объем предоставленных
потребительских кредитов вырос в долларовом выражении на 112% по отношению к
началу года. Данные темпы роста кредитования частного сектора являются
рекордными за последние годы.
Вместе с возможностями, которые дают потребительские
кредиты, потребители получили и массу проблем, связанных с отсутствием
специализированной законодательной базы. Реклама обещает, что покупатель
переплачивает всего 10 процентов от стоимости товара, бесплатные кредиты,
которые в действительности оказываются дорогими – до 30-40%.
В России сейчас существует 2 вида потребкредитов в «чистом»
виде. Можно взять кредит в банке, а можно купить товар в кредит. По сути,
договор один и тот же, заключается с кредитным учреждением, только во втором
случае потребитель получает не деньги, а товары или услуги. Банк платит за
потребителя продавцу или исполнителю, а потребитель расплачивается с банков в
течение нескольких месяцев или лет.
Законодательно потребительское кредитование
регламентируется Гражданским кодексом, на основании положений которого между
банком и заемщиком заключается кредитный договор.
|